четверг, 5 мая 2011 г.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Наши дети–это наша старость. Правильное воспитание–это наша счастливая старость, плохое воспитание–это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко

Не секрет, что сегодня у молодёжи недостаточно сформированы идеалы добра, милосердия, патриотизма. Средства массовой информации преподносят ей примеры жестокости, насилия, власти денег. Не просто в таких условиях учителю воспитать в детях патриотизм, сформировать нравственно устойчивую личность, выработать стойкую гражданскую позицию. Тем не менее, возрождение и развитие патриотизма как важной социальной ценности, основы духовно-нравственного единства общества – важная задача для каждого из нас. По долгу своей профессии мы призваны «сеять разумное, доброе, вечное». Но, выражаясь образно, патриотизм нельзя, как горох, «посеять» весной, а осенью уже «собрать» богатый урожай. Разрушать всегда легче и быстрее, чем восстанавливать или создавать заново. Очень хочется верить в то, что мы еще не опоздали!

6 комментариев:

  1. Добрый день Татьяна Алексеевна! Совершенно согласна с вашей точкой зрения. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
    С уважением , Н. Н. Карпушова – учитель истории и обществознания МОУ Сосновской СОШ №1

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Наталия! Спасибо за комментарий.Да, конечно, проблема формирования духовно-нравственных качеств личности всегда была и остается одной из главных задач воспитания. Однако не только школа, но и семья, прежде всего, должна закладывать основы этого воспитания. Вне всякого сомнения, и общество , и государство не должны оставаться в стороне. Любой гражданин, а особенно ребенок, должен чувствовать заботу, поддержку и социальную защищенность со стороны государства, тогда будут созданы условия для формирования четкой гражданской позиции и устойчивых нравственных идеалов.

    ОтветитьУдалить
  3. -------- Пересылаемое сообщение --------
    06.05.2011, 11:46, "volostnix.n" :

    volostnix.n прокомментировал(а) ваше сообщение "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поко...":

    Здравствуйте, Татьяна Алексеевна!Очень важную тему вы затронули. И мне она очень близка так как я воспитываю еще своих троих детей. Между тем тот или иной стереотип поведения является, как правило, результатом семенного воспитания, осмысления ребенком поступков родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни. Нередко отец или мать считают, что достаточно быть искренним по отношению к ребенку, а с соседями, товарищами по работе можно лицемерить. ...Папа дома, а мама по телефону сказала, что его нет, затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой, а когда та ушла, назвала ее сплетницей. Ребенок видит, что существует некая семейная тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает естественный вопрос: почему в глаза можно говорить одно, а за глаза — другое? Где правда, и хорошо ли поступила мама, не сказав тете, что сплетничать некрасиво. Увидев соседку, ребенок хочет сказать ей правду (все должны быть хорошими, тем более старшие), но удерживает сомнение, можно ли говорить об этом, ведь мама не говорит. Если подобное было лишь один раз, то оно может и забыться, бесследно пройти для малыша. А если это система? Если таков нравственный климат семьи? Тогда ребенок привыкает к мысли, что есть два мира: один — внутренний, скрытый ("так надо поступать"), другой — внешний, показной ("так можно поступить, если это выгодно"). С возрастом у него формируется искривленный тип нравственного сознания, притупляется моральная ответственность за совершенные поступки, определяющим мотивом поведения становится личная выгода. Трудно порой разобраться в запутанных неискренних отношениях самим взрослым, тем более трудно постичь их ребенку, не искушенному жизненным опытом, не постигшему сложностей человеческих отношений в обществе. Поэтому так важны в семейном воспитании правдивость, искренность, доброжелательность родителей в отношениях между собой и в отношениях с окружающими. Вместе с тем необходимо знать нравственные возможности своего ребенка, быть тактичным, терпимым по отношению к нему.
    С уважением, учитель математики МОУ Терской СОШ Мичуринского района Волостных Н.И.

    Отправлен пользователем volostnix.n в блог Духовность и нравственность 6 мая 2011 г. 0:46
    -------- Завершение пересылаемого сообщения --------

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте,Татьяна Алексеевна! На самом деле сегодня самая животрепещущая тема духовного возрождения русской нации. Сорок лет без малого проработала в школе, сейчас учатся у меня дети моих учеников. И вот теперь меня мучает все время вопрос:" Неужели еще тогда я ничего хорошего не заложила в тех детей, если их дети часто совершают поступки безнравственные?" Прихожу к выводу, что в нашем обществе нужны глобальные подвижки. Я думаю, что мы никак не можем войти в колею после начала перестройки и упустили многое, а теперь нужно решить вопросы социальные: безработицу, расслоение, жилищные условия и ещё много кое - чего. Потеряли, я думаю, национальные традиции, православие, которое было стержнем в воспитании многих поколений: жили наши предки по заповедям Господним,которые с молоком матери впитывались, но за три поколения очень глубоко утонули, трудно их достать, о моральном кодексе строителя коммунизма и вообще никто не помнит.Вот и получилось:"Что имеем - не храним,потеряем - плачем" Так что трудно ответить на вопрос:Успеем исправить или уже опоздали. С уважением Бубнова И.И. Заходите в гости на мой блог.

    ОтветитьУдалить
  5. Татьяна Алексеевна! Я согласна, что мы, учителя, не должны терять надежды, что семена добра, справедливости, духовности, нравственности все-таки когда-нибудь прорастут.
    На уроках обществознания я с детьми очень часто затрагиваю проблему добра и зла. И мы находим, казалось бы, общие решения ее, видим правильные выводы. Но парадокс заключается в том, что выйдя за порог школы, наши ученики видят совершенно другое: жестокость, злобу, зависть, хамство…
    И самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
    Кто виноват в этом? Что делать? Вечные вопросы!
    Необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.
    Когда я училась сама в школе, это были 70-е годы, о нас требовали заучивать наизусть задачи строительства коммунизма. Помните? Первая задача была в создании материально-технической базы коммунизма, а третья – воспитание человека на принципах Морального кодекса строителя коммунизма. Я еще тогда, будучи ученицей, говорила, что третью задачу надо поставить на первое место, что воспитание человека – это самое важное, самое сложное.
    С уважением Зоя Евгеньевна Малахова, учитель истории и обществознания.

    ОтветитьУдалить
  6. Татьяна Алексеевна, спасибо Вам, что затронули эту важную тему. Патриотизм- одна из основных черт развивающейся личности и отличительное качество граждан России во все времена. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, свой народ, чувства уважения к его великим свершениям - это главная задача школы.И мы с вами всмете это делаем уже много лет. Надеемся, что в наших детях мы сможем сформировать нравственные качества, которые будут способствовать гумманитическому отношению к жизни и дальнейшей их социализации.
    Ваша коллега - Лапыш Т.С., заместитель директора по ВР.

    ОтветитьУдалить